Давайте рассмотрим четыре различных подхода к архетипической психологии. Эти четыре базовых направления помогут вам освоить на практике работу с архетипами. Целью этих интегративных методов лечения является освобождение себя от доминирования архетипов.
Метод 1. Работа с архетипами через сновидения
Юнг предложил два инструмента для навигации по архетипам бессознательного: изучение сновидений и активное воображение.
Сны — это один из способов, которым бессознательное говорит с нами.
Но сны не общаются с нами напрямую, что логично. Они общаются с нами с помощью символов. И эти символы олицетворяют архетипические силы.
В разделе «Внутренняя работа» психолог Роберт Джонсон предлагает четыре основных этапа работы со снами:
- создание ассоциаций из сновидений;
- соединение образов из снов с внутренней психодинамикой (эмоции, чувства, ощущения);
- интерпретация этих сновидений;
- выполнение ритуалов, чтобы конкретизировать сны.
Один из способов установить связь сновидений с вашими личностными качествами — думать о каждой фигуре сна как о реальном человеке, живущем внутри вас. Думайте о каждом человеке во сне, как об одной из автономных личностей, которые сосуществуют в вашей психике и объединяются, чтобы составить ваше целостное «Я».
Такая работа с архетипами созвучна с целью юнгианской психологии — объединить определенные архетипы, ведущие к Архетипическому «Я» или Богу внутри себя.
Метод 2. Работа с архетипами через активное воображение
Активное воображение — это еще один способ, обозначенный психологом Юнгом для исследования ведущих архетипов. Во сне вы пассивно общаетесь с частицами своей личности. Активное воображение, напротив, требует нашего сознательного участия. Здесь общение происходит с частями бессознательного в воображении. Юнг предлагал использовать активное воображение людям, перегруженным слишком большим количеством образов из снов.
Юнгианцы также используют этот метод, чтобы интегрировать работу со снами. Четыре шага для вхождения в активное воображение:
- пригласите определенную часть своего «Я» в ваше бессознательное;
- активно общайтесь с этой частью;
- добавьте этический момент, ассоциирующийся с ценностной ориентацией;
- сделай работу действенной с помощью физического ритуала.
Для работы с архетипами, лучше всего записать диалог, который вы ведете во время активного воображения, так как он помогает донести бессознательный материал до сознания.
Метод 3. Работа с архетипами через психосинтез
Основатель психосинтеза — Роберто Ассаджиоли
По его исследованиям, мы как личности не едины, не целостны. Мы часто чувствуем себя разрозненно, потому что у нас не так много конечностей, одна голова, но рука обычно не касается другой.
Образно говоря, это именно то, что происходит внутри нас. Несколько личностей постоянно ссорятся: импульсы, желания, принципы, стремления участвуют в непрерывной борьбе, это в том числе отражает работу с архетипами, которые доминируют.
Этапы психосинтеза сходны с активным воображением:
- признание: субличность возникает через некоторый внутренний конфликт или образ из сновидения;
- принятие: у вас есть желание работать с этой субличностью;
- координация: вы управляете отношениями между несколькими личностями или их частями;
- интеграция: вы разрешаете конфликт между личностями, приводя ситуацию к примирению;
- синтез: вы обнаруживаете трансперсональное «Я» вне субличностных отношений.
Как и в работе Юнга со внутренним миром, целью психосинтеза является осознание единства в отличие от числа разобщенных субличностей.
Метод 4. Внутренние семейные системы (IFS) и работа с архетипами
ВСС — самая современная и, возможно, самая надежная система для работы с субличностями на сегодняшний день. Роберт Шварц, психолог и семейный терапевт, разработал ВСС. Он работал со многими пациентами, которые все время говорили о голосах в их головах, говорящих им, например, переедать, а затем тошнить.
Сначала он думал, что имеет дело со множественным расстройством личности. Но, спросив, как именно эти пациенты слышат голоса, пришел в шок от того, что услышал их тоже.
Эти голоса, или части, как их называют в ВСС, играют характерные роли, которые помогают очертить внутренний мир человека. Все эти части, как признает Шварц, объединены вокруг мудрого лидера, называемого Атманом (The Self).