Реальность компьютерной игры – это пространство, созданное через синтез психики игрока и смоделированной виртуальной среды. То есть воображение, личностные черты и эмоциональное состояние пользователя будет накладываться на восприятие истории, которую пытается донести разработчик гейм-продукта. Психика активно участвует в игровом процессе. Все слышали скандалы вокруг воздействия жестоких игр на психику подростков. Так ли серьезен этот суггестивный эффект?
Психический мир и компьютерная реальность
Действительно, если игрок обладает психическими отклонениями или значимой акцентуацией характера, то на него будут оказывать воздействие многие вещи, в том числе и творчество в виде игр, фильмов, книг и так далее.
В данном случае творческий продукт является своеобразным триггером, который стимулирует неадекватного человека на действия, которые он побоялся бы совершить в силу общественных запретов и норм. Этот механизм работает за счет того, что компьютерная игра является своего рода медитацией.
Во время игры человек:
- погружается в практически полное физическое бездействие,
- концентрирует взгляд на динамической картинке,
- (и за счет переживаемых эмоций) изменяет ритм своего дыхания.
Воздействие от компьютерной игры идет во многом не только через сознание, но и через прямой отпечаток на подсознательный мир человека.
Персонаж компьютерной игры и психика
В зависимости от типа компьютерной игры, вы можете быть либо активным игроком и синхронизироваться с полноценным персонажем, либо использовать олицетворение орудия действий (например, в аркадных играх). Когда мы говорим о персонаже компьютерной игры, он выступает своего рода аватаром, который дублирует наши действия. Если игра предусматривает вид от первого лица, мы будем видеть только руки персонажа, действия которого полностью подчинены командам, которые вводятся в компьютер. Если мы видим фигуру персонажа, то по игре направляем его для выполнения определенных задач.
Персонаж игры – наше отражение в виртуальном мире.
Типология персонажей
Сказки в новой обертке
Первое, на что мы обращаем внимание, но не осознаем полностью, это сюжет игры. Нам может нравиться история, но за ней часто скрывается сложная подноготная. Например, в играх существуют задания, которые называются квестами. Эти квесты – обращение внутриигровых персонажей к игроку с определенной просьбой. Если это задание дает мудрый маг, то проступает часть сказочного мотива. Или к вам обращаются жители деревни с просьбой победить яростного дракона. Тут уже появляется сказочный мотив героя-богатыря, который спасает мир от метафорического зла. Сказочные повествования – важная составляющая почти любой фэнтезийной компьютерной игры.
Архетипы в лицах
Существуют игры-триллеры и детективы, в которых главным антагонистом выступает персонаж, основанный на Архетипе Смерти, Тени (Зло) или Ужаса (Монстр). Например, в игре Silent Hill главному герою противостоит собирательный образ коллективного зла в виде девочки-демона. Она несет смерть, отмщение и очищение через боль. В современных играх часто встречается Архетип Матери. Если мы рассмотрим сюжет игры Horizon Zero Dawn, то там огромную роль играет воздействие образа матери на повествование истории главной героини. Также и в нашумевшей игре Death Stranding главный герой оказывается связан с матерью, которая как фантомный образ сопровождает его на протяжении всего повествования.
Базовые Архетипы присутствуют во многих сюжетных играх явно или завуалированно.
В популярных шутерах (играх со стрельбой), особенно в тех, где сюжет завязан на военных действиях, ярко фигурируют Архетип Героя и Архетип Войны. Эти ключевые понятия включают в себя собирательный образ персонажа и тематически детерминированные события.
Влияние на социум
В мире компьютерных игр сформировался особый жанр, который включает в себя многопользовательские онлайн игры. Именно в таких играх пользователь может сделать главного действующего персонажа максимально персонифицированным. Редактор внешнего вида персонажа позволяет выбрать любой пол, комплекцию, черты лица, одежду и многое другое для героя. Для успеха в мире ММОРПГ-игр очень важно отыгрывать роли, которые игрок частично определяет сам, и получает от других игроков. Так, интересно, что в первый свой опыт онлайн игры большое количество людей создает персонаж максимально отражающий свой психотип и даже свою внешность. Но, со временем, очень большой процент пользователей при создании нового персонажа меняет его пол на противоположный, чтобы получить новый опыт в общении с другими игроками онлайн.